Зачастую врачи-специалисты, привлекаемые к медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, равно как и врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, не имеют допуска к медицинской деятельности. В результате, такие врачи не вправе принимать участие в медицинском освидетельствовании призывников. Заключения таких врачей ничтожны и подлежат отмене.
Призывник Ш., считая решение призывной комиссии муниципального образования «Черняховский городской округ» от 24 октября 2007 года незаконным, оспорил данное решение в Черняховском городском суде Калининградской области. В ходе судебного процесса по ходатайству заявителя судом от врача, руководящего работой, по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и от всех врачей-специалистов были истребованы документы, подтверждающие их допуск к медицинской деятельности. Из представленных в суд документов выявилось отсутствие у врачей-специалистов С, Л., А., а также у врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, сертификатов специалистов, отсутствие в номенклатуре работ и услуг, являющиеся приложением к лицензиям МУЗ «Черняховская центральная районная больница», НУЗ «Узловая поликлиника на ст. Черняховск ОАО РЖД» таких видов медицинской деятельности, как «психиатрия», «военно-врачебная экспертиза».
По заявлению Ш. прокуратурой Черняховского гарнизона была проведена прокурорская проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата городов Черняховск, Озёрск, Черняховского и Озёрского районов законодательства о призыве граждан на военную службу.
По результатам данной проверки (исходящий № 816 от 21.04.2008 г.) было установлено, что военным комиссаров городов Черняховск, Озёрск, Черняховского и Озёрского районов Р. Ю.И. вопреки ст.ст.5, 11, 17, 22-26 и 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. №53-Ф3, ст.4 Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663 «Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан на военную, службу», ст.28 Постановления Правительства РФ от 31.12.1999 г. № 1441 «Об утверждении положения о подготовке граждан РФ к военной службе» и изданного в их развитии Приказа Министра обороны РФ № 240 и Министерства здравоохранения РФ № 168 от 21 мая 2001 г. «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан РФ к военной службе» не в полной мере исполняются требования, указанные в отрасли законодательства, в частности, военный комиссар городов Черняховск, Озёрск, Черняховского и Озёрского районов, подполковник Р. представлять персональный состав привлекаемых к медицинскому освидетельствованию призывников врачей-специалистов, имеющих допуск к медицинской деятельности, главе муниципального образования Черняховский городской округ не намерен.
По итогам данной проверки военный комиссар городов Черняховск, Озёрск, Черняховского и Озёрского районов был предупреждён о недопустимости нарушения действующего законодательства.
По заявлению Ш., адресованного в службу по контролю качества медицинской помощи и лицензированию Калининградской области, данной службой было выявлено не выполнение администрацией МУЗ «Черняховская центральная районная больница» отдельных лицензионных требований и условий по оказанию медицинской помощи. В частности, у врачей-специалистов призывной комиссии МО «Черняховский городской округ» А. и Л. отсутствуют сертификаты специалиста и повышение квалификации по основной специальности и более 5 лет, что является нарушением п.5 «г» и п.5 «д» Постановления Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности».
Согласно ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с пп. «в» п.2 и пп. «в» п. 3 Перечень работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10 мая 2007 г. № 323 военно-врачебная экспертиза отнесена к медицинской деятельности. Соотносясь с медицинской деятельностью как частная с общим, военно-врачебная экспертиза подлежит лицензированию.
Согласно ст.51 Основ законодательства «Об охране здоровья граждан» и п.1 Положения о военно-врачебной экспертизе категория годности о призыве на военную службу определяется в рамках военно-врачебной экспертизы (путём проведения военно-врачебной экспертизы). При этом возможность определять категорию годности к военной службе в рамках иного вида медицинской деятельности законодательством не предусмотрено.
Таким образом, категория годности гражданина к военной службе может быть определена только в рамках военно-врачебной экспертизы - деятельности, осуществление которой требуется лицензирование.
Согласно п.2 ст.5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», заключение о годности гражданина к военной службе даёт врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Согласно п. 17 Положения «О военно-врачебной экспертизе», теми же полномочиями обладает врач-специалист.
В силу ст.54 Основ законодательства «Об охране здоровья граждан», право на занятие медицинской деятельностью имеют лица, получившие медицинское образование, имеющие диплом и соответствующее звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельностью.
Таким образом, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу и врач-специалист осуществляют военно-врачебную экспертизу - деятельность, осуществление которой требует лицензирование.
Соответственно, лицензия на занятие медицинской деятельностью (военно-врачебной экспертизой), сертификат специалиста является документами подтверждающие факт того, что уровень и качество подготовки соответствующего врача-специалиста и врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу соответствует государственным лицензионным стандартам. Наличие у врача-специалиста, врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу сертификата специалиста лицензий на осуществление медицинской деятельности наряду с иными необходимыми документами, влечёт для данных врачей ряд правовых последствий, к числу которых законодатель относит допуск к медицинской деятельности. В отсутствии одного из указанных выше документов, в частности, сертификата либо лицензии на занятие медицинской деятельностью, врач-специалист и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу не вправе заниматься медицинской деятельностью и давать заключения о категории годности к военной службе.
Ваше обращение о нарушении должностными лицами
военного комиссариата городов Черняховск, Озерск, Черняховского и Озерского
районов законодательства РФ о призыве
граждан на военную службу 21 марта 2008 года поступило в военную прокуратуру Черняховского гарнизона и в
настоящее время рассмотрено.
В связи с Вашим заявлением проведена
прокурорская проверка исполнения
должностными лицами военного комиссариата городов Черняховск, Озерск, Черняховского и Озерского районов
законодательства о призыве граждан
на военную службу.
Прокурорской проверкой исполнения
законодательства о призыве граждан
на военную службу установлено, что военным комиссаром городов Черняховск. Озерск, Черняховского и Озерского
районов подполковником Р..
вопреки требований статей 5, 11, 17, 22-26 и 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской
обязанности и военной службе», статьи
4 постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663 «Об утверждении положения о призыве на военную
службу граждан РФ», статьи 28 постановления Правительства РФ от 31 декабря 1999 года № 1441 «Об утверждении
положения о подготовке граждан РФ к военной службе» и изданного в - их развитие приказа Министра обороны РФ №
240 и Министерства здравоохранения
РФ № 168 от 23 мая 2001 года «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан РФ к военной службе»
не в полной мере исполняются требования
указанной отрасли законодательства.
Так, в соответствии со статьей 28
постановления Правительства РФ от 31 декабря 1999 года № 1441 «Об утверждении положения о подготовке граждан РФ к военной службе» медицинское обследование
граждан при призыве на военную службу проводится во взаимодействии с военными
комиссариатами под руководством органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Пункт 5 Инструкции о порядке проведения
медицинского освидетельствования,
обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно - оздоровительных мероприятий среди
граждан РФ, получивших отсрочки
от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной приказом Министра обороны РФ № 240 и
Министерства здравоохранения РФ № 16S от 23 мая 2001 года «Об организации медицинского
обеспечения подготовки граждан РФ к военной
службе», предусматривает, что персональный состав врачей - специалистов,
привлекаемых к медицинскому освидетельствованию призывников, согласованный с руководителем
территориального органа управления здравоохранением, по представлению военного
комиссара утверждается главой органа местного самоуправления
Вместе с тем, военный комиссар городов
Черняховск, Озерск, Черняховского и Озерского районов подполковник Р.
представлять персональный состав привлекаемых к медицинскому
освидетельствованию призывников врачей - специалистов, имеющих допуск к
медицинской деятельности, главе муниципального образования «Черняховский
городской округ» не намерен.
По результатам данной проверки военный
комиссар городов Черняховск, Озерск,
Черняховского и Озерского районов подполковник Р. предупрежден о
недопустимости нарушения действующего законодательства.
Информация о нарушении требований действующего
законодательства о призыве граждан на военную службу должностными
лицами призывной комиссии МО
«Черняховский городской округ» направлена Черняховскому городскому прокурору.
Также, сообщаю, что обращение в органы
прокуратуры не лишает Вас права
подать жалобу или заявить иск в суд.
С материалами проведенной прокурорской
проверки Вы можете ознакомиться
в военной прокуратуре Черняховского гарнизона.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
СЛУЖБА ПО КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
16.04.2008 г. № 86/1-9-1
На № ______ от _____
Уважаемый Д.!
Службой по контролю качества
медицинской помощи и лицензированию
Калининградской области рассмотрено Ваше обращение по вопросу отсутствия у ряда врачей, работавших в призывной
комиссии МО «Черняховский городской округ», соответствующих документов, дающих
им право заниматься медицинской деятельностью.
В ходе проверки Службой
выявлено невыполнение администрацией МУЗ «Черняховская центральная районная больница» отдельных лицензионных требований и условий по
оказанию медицинской помощи. Так у
врачей призывной комиссии: А. и Л. отсутствуют
сертификаты специалиста и повышение квалификации по основной
специальности более 5 лет, что является нарушением п. 5г. и п. 5д Постановления Правительства РФ от 22 января 2007
года № 30 «Об утверждении Положения
о лицензировании медицинской деятельности».
Учитывая изложенное, главному врачу
учреждения В.К. Фигловскому указано на
данное правонарушение и рекомендовано принять срочные меры по устранению несоответствия указанных
врачей занимаемым должностям и
проинформировать Службу о принятых мерах в срок до 1 июня текущего года.
Руководитель (директор) Службы
Т.Н. Николаева