Наши телефоны:
Выберите город!
Не дозвонились? Закажите звонок!
Военно-правовой центр®
Сеть юридических офисов
по защите прав военнослужащих и призывников. Работаем с 2007 года.
Запишись сейчас на бесплатную консультацию:

Практика по оспариванию увольнения военнослужащих

Судебная практика по оспариванию увольнения военнослужащих и исключению из списков части


РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«22» августа 2014 года г. Калининград

Калининградский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего - судьи БОРИСОВА А.Е. при секретаре ЗАХЛИВНОЙ О.В., с участием представителя заявителя МАСЛЕНИКОВА Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании, в расположении суда гражданское дело по заявлению представителя заявителя Ф.Д.С. - МАСЛЕНИКОВА Д.Ю. об оспаривании действий командира войсковой части XXXXX, связанных с увольнением заявителя с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части без обеспечения жилым помещением по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

МАСЛЕНИКОВ в заявлении указал, а в судебном заседании пояснил, что командир войсковой части XXXXX издал приказ № 12 от 23 апреля 2014 года об увольнении Ф.Д.С. с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Он же издал приказ № 168 от 18 июня 2014 года об исключении заявителя из списков личного состава войсковой части YYYYY с 24 июля 2014 года. Между тем заявитель обеспечен только служебным жилым помещением. В договоре найма служебного жилого помещения № 1040 от 15 октября 2009 года указано, что он заключается на время прохождении военной службы. Представитель просил признать приказы об увольнении заявителя с военной службы и исключении из списков личного состава части незаконными.

Войсковая часть XXXXX о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в суд своего представителя не направила по неизвестной причине.

Заслушав объяснения представителя, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В договоре найма служебного жилого помещения № 1040 от 15 октября 2009 года пункт 5 указано, что он заключается на время прохождении военной службы. В 4 разделе этого же договора указано настоящий договор прекращается в связи с окончанием срока службы

Из рапорта заявителя от 8 февраля 2011 года в адрес командира войсковой части YYYYY усматривается, что он просит уволить его по организационно - штатным мероприятиям после обеспечения его жилым помещением по договору социального найма.

Согласно решения № 08 — 15/245 от 3 августа 2011 года ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отдел № 4 город

Североморск Ф. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма 26 июля 2011 года.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований представителя заявителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, военный суд,

РЕШИЛ:

Заявление представителя заявителя Ф.Д.С. - МАСЛЕНИКОВА Д.Юрьевича удовлетворить.

Обязать командира войсковой части XXXXX отменить приказ № 12 от 23 апреля 2014 года об увольнении Ф.Д.С. с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и его же приказ об исключении заявителя из списков личного состава войсковой части YYYYY с 24 июля 2014 года и обеспечить всеми видами довольствия, установленного ему с 24 июля 2014 года, и недополученного после необоснованного увольнения.

Взыскать с войсковой части XXXXX за счет средств, находящихся на лицевом счете ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Мурманской области», в соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу заявителя судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Балтийский флотский военный суд через Калининградский гарнизонный военный суд в месячный срок со дня вынесения решения судом в окончательной форме.


дело № 2-308/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2014 года гор. Калининград

Калининградский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Китова А,В., при секретаре Сукмановой И.О., с участием заявителя, его представителя Пантелеева К.В., представителя командующего Балтийским флотом Клочковой Ж.Г., представителя командира войсковой части XXXXX Салова А.Н., помощника военного прокурора Калининградского гарнизона лейтенанта юстиции Батанова А.О., в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению майора запаса Ж.Ю.А. на действия командующего Балтийским флотом, связанные с увольнением его с военной службы и исключением из списков личного состава части, установил: Ж. с учетом уточненных в судебном заседании требований, просит суд отменить приказы командующего Балтийским флотом об увольнении его с военной службы от 17 июля 2014 года № 215 и об исключении его из списков личного состава воинской части XXXXX № 278 от 21 августа 2014 года.

В судебном заседании заявитель в обоснование заявленных требований указал, что он с 30 ноября 1999 года признан нуждающимся в жилье и содержится в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку не обеспечен жилым помещением по месту прохождения военной службы в городе Калининграде. При этом, после достижения предельного возраста пребывания на военной службе, 14 апреля 2014 года он обратился по команде с рапортом об увольнении его с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, после обеспечении его жилым помещением предоставляемым по договору социального найма.

Далее, Ж. пояснил, что в июле 2014 года ему было предложено жилое помещение в виде однокомнатной квартиры расположенное по адресу: город Калининград, переулок Ломоносова, дом Х, квартира Х, строительство которого еще не завершено. В связи с чем, он отказался от получения жилого помещения в недостроенном доме и обратился к начальнику отдела № 5 (г. Калининград) ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ», с просьбой признать его нуждающимся в обеспечении жилым помещением, в форме жилищной субсидии.

После чего, решением указанного должностного лица, он был принят на учет нуждающихся в получении жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. Однако, несмотря на отсутствие его согласия на увольнение с военной службы без обеспечения жилым помещением, он, приказами командующего Балтийским флотом от 17 июля 2014 года № 215 и № 278 от 21 августа 2014 года, был уволен с военной службы без обеспечения его жилым помещением и исключен из списков личного состава части.

Полагая, что оспариваемыми действиями должностного лица были нарушены его права Ж. настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель заявителя Пантелеев К.В. заявленные его доверителем требования поддержал и просил суд их полностью удовлетворить.

Представитель должностного лица Клочкова Ж.Г. в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований Ж. отказать, поскольку последний был уволен с военной службы после того, как отказался от получения предложенной ему по месту прохождения военной службы квартиры в городе Калининграде.

Помощник военного прокурора полагал требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как усматривается из копии рапорта Ж. от 14 апреля 2014 года и копии листа беседы от 14 апреля 2014 года, заявитель выразил желание уволиться с военной службы после обеспечения его жилым помещением по установленной норме.

Сообщением начальника отдела № 5(г. Калининград) ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ от 21 июля 2014 года подтверждается, что в учетные данные Ж., состоявшего на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений для постоянного проживания, внесены сведения о его согласии на получение жилищной субсидии.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Ж. проходил военную службу по контракту в войсковой части XXXXX. дислоцирующейся в г. Калининграде, при этом жилым помещением в настоящее время не обеспечен. Заявитель содержится в едином реестре военнослужащих нуждающихся в жилом помещении с составом семьи 1 человек по месту прохождения им службы в г. Калининграде, при этотом в июле 2014 года им избрана форма обеспечения жильем - жилищная субсидия,

Как усматривается из представления командира войсковой части XXXXX от 16 июля

2014 года об увольнении заявителя с военной службы, при проведении с Ж. беседы перед увольнением с военной службы заявитель высказал желание на увольнение с военной службы, после обеспечения его жилым помещением.

Согласно выписки из приказа командующего Балтийского флота № 215 от 17 июля

2014 года Ж. с обшей продолжительностью военной службы в Вооруженных Силах

РФ более 33 года, уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе Приказом указанного выше должностного лица № 278 от

21 августа 2014 года заявитель с 19 сентября 2014 года исключен из списков личного состава части.

Согласно копии извещения от 1 июля 2014 года № 289828 о предварительном распределении жилого помещения из Департамента жилищного обеспечения МО РФ следует, что Ж.на состав семьи в 1человек была предварительно распределена однокомнатная квартира № Х расположенная в доме Х а, по пер. Ломоносова, в г. Калининграде общей площадью 33,2 кв. м. от получения которой, как это следует из корешка №2 к указанному извещению последний отказался, выразив желание получить субсидию для приобретения или строительства жилого помещения.

Из оглашенных в судебном заседании сообщений начальника ОКС БФ РУЗКСЗВО от 21 октября 2014 года усматривается это по состоянию на 20 октября 2014 года жилой дом № Х расположенный по пер. Ломоносова в городе Калининграде в эксплуатацию не введен и является объектом незавершенного строительства.

Как следует из объяснений заявителя основной причиной, побудившей его написать отказ от предварительно планируемой ему к распределению, а не реально распределённой квартиры, и избрать иную форму своего жилищного обеспечения в виде субсидии, явилось то обстоятельство, что предварительно планируемая ему к распределению квартира по пер. Ломоносова д.Х в г. Калининграде расположена в незавершённом строительством жилом доме, срок сдачи в эксплуатацию которого до настоящего времени не определён, а готовое к заселению жилое помещение ему не предлагалось.

Из объяснений представителя командующего Балтийским флотом усматривается, что действительно форма полученного из ДЖО МО РФ Ж.извещения о предварительном распределении ему жилого помещения не предусмотрена Инструкцией, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года №1280 (далее по тексту - Инструкция), поскольку в соответствии с пунктом 12 названной Инструкции Ж.должно вручаться под расписку только извещение о конкретном распределении жилого помещения, где в корешках №1 или №2 к которому военнослужащий обязан в пятидневный срок с момента получения извещения выразить своё согласие или несогласие с получением распределённого ему жилого помещения, представив его в уполномоченный орган. При этом, оформленное военнослужащим в корешке №1 к извещению о предварительном распределении жилого помещения согласие на получение предварительно распределённого ему жилого помещения и представление им в уполномоченный орган всех необходимых сведений и документов, указанных в Инструкции, не будет являться безусловным основанием для принятия уполномоченным органом решения о предоставлении военнослужащему этого ранее предварительно распределённого жилого помещения, поскольку такое извещение о распределении жилого помещения являлось предварительным, а не реальным распределением жилого помещения.

Кроме того, как это следует из объяснений заявителя с ним не заключался договор социального найма, дающие право на заселение квартир в жилом доме №Х по пер. Ломоносова, поскольку до настоящего времени дом не завершен строительством, не сдан в эксплуатацию и каких-либо решений о предоставлении в нём жилых помещений по договорам социального найма военнослужащим-гражданам из Департамента жилищного обеспечения МО РФ не поступало.

Как следует из содержания поступившего в отдел №5 (г. Калининград) ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ заявления Ж. на имя начальника этого отдела, в котором заявитель просил перечислить субсидию для приобретения или строительства жилого помещения на расчётный счёт, указанный им в приложенном к этому заявлению договоре банковского счёта.

Из содержания представления к увольнению заявителя с военной службы, подписанного 16 июля 2014 года командиром войсковой части XXXXX, препроводительной к отказам военнослужащих по извещениям о распределении жилых помещений в городе Калининграде, направленным начальником отдела №5 ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ в адрес начальника отдела кадров Балтийского флота следует, что основанием для представления заявителя к увольнению с военной службы послужил факт необоснованного отказа Ж.10 июля 2014 года по извещению о распределении ему жилого помещения расположенного по адресу: город Калининград, переулок Ломоносова, дом Х, квартира Х, и избрание им иной формы обеспечения жильём в виде субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.

Судом установлено, что Ж. 10 июля 2014 года в корешке №2 к уведомлению о предварительном распределении жилья, выразил желание получить жилищную субсидию непосредственно до своего увольнения с военной службы, а 17 июля 2014 года обратился с заявлением в отдел №5 (г. Калининград) ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ о перечислении ему жилищной субсидии для приобретении жилья.

Однако, в связи с увольнением Ж.17 июля 2014 года с военной службы, право заявителя на получение жилищной субсидии осталось не реализованным.

Как установлено пунктом 19 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.

Абзацем вторым пункта 1 статьи 23 указанного Федерального закона также установлено, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службы и статусе военнослужащих» от 29 мая 2014 года №8 следует, что согласно части 2 статьи 15, части 5 статьи 57 ЖК РФ, пунктам 1 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предоставляемое военнослужащему жилое помещение по договору социального найма или в собственность, в том числе по избранному постоянному месту жительства, должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и должно находиться в границах соответствующего населенного пункта.

Судам также следует учитывать, что в силу пункта 19 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае, если военнослужащий, проходящий военную службу по истечении срока контракта в добровольном порядке до получения жилого помещения, отказывается от предложенного жилого помещения, которое расположено по избранному месту жительства, а также изъявляет желание изменить ранее избранное место жительства, такому военнослужащему предоставляется жилищная субсидия.

Разрешая споры, связанные с предоставлением военнослужащим жилого помещения либо жилищной субсидии вместо ранее предложенного жилого помещения, судам необходимо учитывать конкретные обстоятельства дела, интересы военнослужащих и членов их семей и другие заслуживающие внимания обстоятельства.

Поскольку решение Уполномоченного органа Минобороны РФ о предоставлении Ж.готового к заселению жилого помещения не принималось, а также поскольку заявитель не был обеспечен жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, то суд приходит к убеждению о том, что у командующего Балтийским флотом отсутствовали законные основания для увольнения заявителя с военной службы, без предоставления ему жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.

Таким образом, учитывая, что заявитель по месту службы жилым помещением не обеспечен, в 1999 году установленным порядком он был признан нуждающимся в получении жилого помещения и состоял на соответствующем учете, следует прийти к выводу о том, что оспариваемые заявителем приказы командующего Балтийским флотом об увольнении Ж. с военной службы и исключении его из списков личного состава части, является незаконными и нарушающими права заявителя.

Таким образом, приведенные нормы законодательства и установленные в судебном заседании обстоятельства позволяют прийти к выводу, что требования Ж. обоснованы, а его заявление подлежит удовлетворению.

Кроме того, в соответствии со статьей 98 ГПК РФ заявитель в связи с удовлетворением его требований имеет право на возмещение внесенной по данному делу государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 196, 198, 258 ГПК РФ, военный суд,

решил:

Заявление Ж.Ю.А., удовлетворить.

Признать приказы командующего Балтийским флотом от 17 июля 2014 года № 215 в части увольнении Ж.Ю.А. с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и № 278 от 21 августа 2014 года об исключении его из списков личного состава части, незаконными.

Обязать командующего Балтийским флотом отменить приказы от 17 июля 2014 года № 215 и № 278 от 21 августа 2014 года, соответственно в части увольнения Ж.Ю.А. с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и исключении его из списков личного состава войсковой части XXXXX.

Взыскать с войсковой части XXXXX в пользу Ж.Ю.А. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Балтийский флотский военный суд через Калининградский гарнизонный военный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.


РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2014 года г. Калининград

Калининградский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Гущина Д.И., при секретаре Горбатенко Д.П., с участием представителя заявительницы Т.И.В. - Масленникова Д.Ю., в открытом судебном заседании в помещении суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению бывшей военнослужащей войсковой части XXXXX старшего прапорщика запаса Т.И.В. об оспаривании действий командира войсковой части YYYYY, руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ», связанных с порядком исключения её из списков личного состава,-

Установил:

Т. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, в котором после уточнения её представителем Масленниковым Д.Ю. заявленных требований, просила признать незаконными действия командира войсковой части YYYYY, связанные с изданием приказа по строевой части от 14 марта 2014 года №15ок в части, касающейся исключения её из списков личного состава с 29 марта 2014 года, а также обязать это должностное лицо изменить дату её исключения из списков личного состава воинской части на день её полного расчёта по денежному довольствию за апрель и май 2014 года, включив в срок её военной службы срок, в течение которого восстанавливались её нарушенные права. Кроме того, заявительница просила обязать руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» обеспечить её денежным довольствием за апрель, май 2014 года.

Заявительница, надлежаще извещённая о времени и месте рассмотрения дела, в письменном заявлении в суд дело просила рассмотреть безе участия.

Представитель заявительницы Масленников Д.Ю. заявленные требования поддержал и указал, что приказом командующего войсками Западного военного округа от 7 ноября 2013 года №72-ПМ Т. И.В. была досрочно уволена с военной службы в запас в связи с проводимыми оргштатными мероприятиями и приказом командира войсковой части YYYYY от 14 марта 2014 года №15/ОК была исключена из списков личного состава войсковой части XXXXX с 29 марта 2014 года. В нарушение требований п.16 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы, Т. при исключении из списков личного состава части не была обеспечена всеми причитающимися видами денежного довольствия, которое ей было выплачено в полном объёме лишь 21 апреля 2014 года. Поскольку заявительница своего согласия на исключение из списков личного состава части без полного обеспечения её денежным довольствием не давала, представитель заявительницы настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Командир войсковой части YYYYY, надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается журналом переданных факсимильных сообщений, в судебное заседание не прибыл и своего представителя в суд не направил.

Представитель руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» Бирюкова ОБ, в письменных возражениях в суд, направленных по электронной почте, требования заявительницы не признала, просила суд в их удовлетворении отказать, а дело рассмотреть без её участия.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, руководствуясь ст. 257 ГГО РФ, суд считает возможным рассмотреть указанное дело без участия заявительницы, командира войсковой части YYYYY и представителя руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ».

Заслушав объяснения представителя заявительницы, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Выписка из приказа командующего войсками Западного военного округа от 7 ноября 2013 года №72ПМ, выписка из приказа командира войсковой части YYYYY от 14 марта 2014 года №15/ОК свидетельствуют о том, что Т., досрочно уволенная с военной службы в запас в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями, с 29 марта 2014 года была исключена из списков личного состава войсковой части XXXXX.

Из объяснений представителя заявительницы, из представленных им справки из СБ РФ о поступлениях денежных средств на пластиковую банковскую карту его доверителя за период с 5 по 27 апреля 2014 года усматривается, что Т., которая не давала своего согласия на исключение её из списков личного состава части без производства с ней полного расчёта, только 21 апреля 2014 года была обеспечена единовременным пособием при увольнении с военной службы в размере 171500 рублей, денежной компенсацией взамен положенных по нормам предметов вещевого имущества в сумме 13358 рублей и денежным довольствием за период с 1 по 29 марта 2014 года в сумме 26104,16 рублей, г.е. после её исключения из списков личного состава воинской части.

Факт несвоевременного обеспечения Т. причитающимся денежным довольствием при сё исключении из списков личного состава также подтверждается письменными возражениями представителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» Бирюковой О.В. и приложенными к ним копиями ведомостей начисления и перечисления заявительнице денежных средств, из содержания которых усматривается, что причитающимся денежным довольствием в полном объёме заявительница была обеспечена только 21 апреля 2014 года, т.е. уже после исключения её из списков личного состава.

Как установлено пунктом 16 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года №1237, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

Поскольку на день исключения из списков личного состава части Т. не была обеспечена причитающимся ей за период с 1 по 29 марта 2014 года денежным довольствием в сумме 26104,16 рублей, а своего согласия на исключение из списков личного состава без производства полного расчёта по денежному и иным видам довольствия она не давала, руководствуясь п.16 ст,34 Положения о порядке прохождения военной службы, суд приходит к выводу о том, что командиром войсковой части YYYYY при исключении заявительницы из списков личного состава было ‘ нарушено её право на получение полного расчёта по причитающемуся ей денежному довольствию, которое, как полагает суд исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 29 мая 2014 года №9, может быть полностью восстановлено' путём внесения изменений в приказ командира войсковой части YYYYY от 14 марта 2014 года №15-ОК в части, касающейся переноса даты исключения Т. из списков личного состава с 29 марта 2914 года на 21 апреля 2014 года, по которую та должна быть обеспечена всеми причитающимися видами довольствия.

Что же касается требований заявительницы о восстановлении её на военной службе и в списках личного состава после 21 апреля 2014 года с обеспечением её денежным довольствием, в том числе и за май 2014 года, то законных оснований для такого восстановления заявительницы в списках личного состава не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194 -197, 258 ГПК РФ, военный суд, -

РЕШИЛ:

Заявление Т.И.В. признать частично обоснованным.

Обязать командира войсковой части YYYYY внести изменения в изданный им приказ от 14 марта 2014 года №15-ОК в части, касающейся даты исключения Т.И.В. из списков личного состава, заменив дату исключения Т.И.В. из списков личного состава с 29 марта 2014 года на 21 апреля 2014 года, включив указанный период в срок её военной службы и обеспечив её на новую дату исключения из списков личного состава всеми причитающимися видами довольствия.

В удовлетворении остальной части требований Т.И.В.,- отказать.

На основании ч,1 ст. 98 ГПК РФ, взыскать с войсковой части YYYYY за счёт средств, находящихся на лицевом счёте в ФГКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Воронежской области», в пользу Т.И.В. в счёт компенсации понесённых ею судебных расходов по оплате государственной пошлины за подачу заявления в суд, пропорционально её удовлетворённым требованиям. I 50 (сто пятьдесят) рублей.

Решение может быть обжаловано в Балтийский флотский военный суд через Калининградский гарнизонный военный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с 7 июня 2014 года.


РЕШЕНИЕ

Именем Российской' Федерации

06 октября 2014 года г, Калининград

Калининградский гарнизонный военный суд в составе; председательствующего судьи Гущина Д.И,, при секретаре Горбатенко Д.П., с участием старшего помощника военного прокурора Калининградского гарнизона Семитко А.М., заявителя Ш.Ю.В., его представителя Зубриновича Ю.И.. представителя привлечённого к участию в деле в качестве заинтересованного лица командира войсковой части XXXXX С.К.В., в открытом судебном заседании в помещении суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части XXXXX майора запаса Ш.Ю.В. об оспаривании действий командующего Балтийским флотом, связанных с порядком его увольнения с военной службы, и действий заместителя начальника отдела №5 (г, Калининград) ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ», связанных с внесением в единый реестр изменений в его учётные данные сведений о ранее предоставленной ему от МО РФ общей площади жилого помещения в размере 12,9 кв.м.,

Установил:

Ш. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в котором просил признать незаконными действия командующего Балтийским флотом, связанные с изданием приказов от 2 августа 2014 года №228, от 9 сентября 2014 года №302 в части, касающейся его увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава войсковой части XXXXX, и обязать его эти приказы в указанной части отменить. Кроме того, заявитель просил признать незаконными действия заместителя Начальника отдела №5 (г. Калининград) ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ», связанные с вынесением им уведомления №42/01/2335 от 1 сентября 2014 года о внесении сведений в учётные данные заявителя, содержащиеся в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, о ранее предоставленной заявителю от МО РФ доли в общей площади жилого помещения в размере 12,9 кв.M., а также обязать это должностное лицо данные сведения исключить.

В судебном заседании заявитель Ш. Ю.В. и его представитель Зубринович Ю.И., каждый в отдельности, заявленные требования поддержали и указали, что Ш., имеющий выслугу лет в календарном исчислении более 33 лет, проходил военную службу по контракту войсковой части XXXXX, где с составом семьи из 4-х человек он с 2002 года был включён в список очередников на улучшение жилищных условий, поскольку проживая с семьёй в полученной им от военного ведомства 2-х комнатной квартире №Х по Бульвару Шевцовой д. Х в г. Калининграде жилой площадью 28,6 кв.м., он имел обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи в размере 7,15 кв.м., что менее размера учётной нормы в 8 кв.м., установленной действовавшим до 2005 года Постановлением Калининградской областной Думы от 11 сентября 1997 года №64,

В 2007 году Ш. расторг брак, а вступившим в законную силу решением Московского районного суда г. Калининграда от 11 июля 2007 года ему было отказано в разделе лицевых счетов вышеуказанной квартиры.

В связи с достижением им 19 марта 2008 года предельного возраста пребывания на военной службе, Ш. в поданном им 12 февраля 2008 года рапорте выразил желание уволиться по указанному основанию и просил командира войсковой части XXXXX обеспечить его жильём по последнему месту службы в г. Калининграде непосредственно перед своим увольнением.

В соответствии со вступившим в законную силу решением Калининградского гарнизонного военного суда от 13 мая 2008 года на командира войсковой части XXXXX была возложена обязанность предоставить Ш.Ю.В. жилое помещение по установленным нормам, с учётом его права на обеспечение жильём вне очереди, после , чего, представить его к увольнению с военной службы установленным порядком. Кроме того, вступившим в законную силу определением Калининградского гарнизонного военного суда от 6 декабря 2011 года был изменён порядок и способ исполнения решения Калининградского гарнизонного военного суда от 13 мая 2008 года в части, касающейся обеспечения Ш. жильём: суд обязал руководителя Департамента жилищного обеспечения МО РФ обеспечить Ш.Ю.В. жилым помещением по нормам и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством, с учётом его права на обеспечение жильём вне очереди.

Поскольку решение Калининградского гарнизонного военного суда от 13 мая 2008 года и определение этого же суда от 6 декабря 2011 года по обеспечению его жилым помещением длительное время не исполнялось, в своих заявлениях от 16 июля 2014 года и от 8 августа 2014 года на имя начальника отдела №5 (г. Калининград) ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ» Ш. избрал иную форму своего жилищного обеспечения, указав, что согласен на получение жилищной субсидии на строительство и приобретение жилья, от которого за исх.№42/01/2063 от 21 июля 2014 года Ш. было получено письменное сообщение о внесении в его учётные данные, находящиеся в едином реестре на получение жилья, сведений о согласии его, Ш., на получение жилищной субсидии, которую заявитель желал получить непосредственно до своего увольнения с военной службы, о чём указал и в листе беседы от 16 июля 2014 года.

Однако, в нарушение требований п. 1 ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года №76-ФЗ, ч.2 ст.13 ГПК РФ и вступивших в законную силу решения от 13 мая 2008 года, определения от 6 декабря 2011 года Калининградского гарнизонного военного суда, приказами командующего Балтийским флотом от 02 августа 2014 года №228, от 09 сентября 2014 года №302 Ш. был уволен по достижению предельного возраста пребывания на военной службе и с 8 сентября 2014 года исключён из списков личного состава войсковой части XXXXX без обеспечения его жилищной субсидией на строительство и приобретение жилья.

Кроме того, из уведомления за исх. №42/01/2335 от 1 сентября 2014 года заместителя начальника отдела №5 (г. Калининград) ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ» Ш. стало известно о внесении этим должностным лицом сведений в его учётные данные, содержащиеся в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, о ранее предоставленной Ш.Ю.В. от МО РФ доли в общей площади жилого помещения в размере 12,9 кв.м., которые, как полагает сторона заявителя, не должны учитываться при его жилищном обеспечении.

Поскольку оспариваемыми действиями должностных лиц было нарушено право заявителя на получение жилищной, субсидии непосредственно до его увольнения с военной службы, заявитель и его представитель настаивали на удовлетворении заявленных ими требований.

Представитель командующего Балтийским флотом Клочкова Ж.Г., представитель начальника отдела №5 (г. Калининград) ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ» Маулин Ю.Ю., надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыли. При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.257 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное дело без их участия.

Представитель командира войсковой части XXXXX С. К.В. требования заявителя не признала и просила суд в их удовлетворении отказать, поскольку оспариваемые действия должностных лиц являются законными и обоснованными. Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, заслушав заключение военного прокурора, полагавшего необходимым требования заявителя удовлетворить частично, суд приходит к следующему.

Поскольку представленными доказательствами подтверждается, а сторонами не оспаривается, суд считает установленным, что Ш., имеющий выслугу лет в календарном исчислении более 33 лет, проходил военную службу по контракту войсковой части XXXXX, где составом семьи из 4-х человек с 2002 года состоял в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку проживая с семьёй в полученной им. от военного ведомства 2-х комнатной квартире № Х по Бульвару Шевцовой д. Х в г. Калининграде жилой площадью 28,6 кв.м., заявитель имел обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи в размере 7,15 кв.м., что менее размера учётной нормы в 8 кв.м., установленной действовавшим до 2005 года Постановлением Калининградской областной Думы от 11 сентября 1997 года №64.

Копия свидетельства о расторжении брака, копия вступившего в законную силу решения Московского районного суда г. Калининграда от 11 июля 2007 года свидетельствуют о том, что после расторжения в 2007 году брака вступившим в законную силу решением суда Ш. было отказано в разделе лицевых счетов по вышеуказанной квартире.

Рапортом заявителя от 12 февраля 2008 года на имя командира войсковой части XXXXX также подтверждается, что в связи с достижением 19 марта 2008 года предельного возраста пребывания на военной службе, Ш. выразил желание уволиться по указанному основанию и просил командира войсковой части XXXXX обеспечить его жильём по последнему месту службы в г. Калининграде непосредственно перед своим увольнением.

Как следует из вступивших в законную силу решения от 13 мая 2008 года и определения от 6 декабря 2011 года, вынесенных Калининградским гарнизонным военным судом, на руководителя Департамента жилищного обеспечения МО РФ . была возложена обязанность обеспечить Ш.Ю.В, жилым помещением по нормам и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством, с учётом его права на обеспечение жильём вне очереди, а на командира войсковой части XXXXX - обязанность после обеспечения Ш.Ю.В. жилым помещением представить его к увольнению с военной службы установленным порядком.

Справка за №42-19/347 от 1 апреля 2013 года из 5 отдела (г. Калининград) ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ свидетельствует о том, что Ш. с 15 января 2002 года с составом семьи в 1 человек был включен в единый реестр нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, по последнему месту службы в г. Калининграде.

Копии извещений №215129 от 3 августа 2013 года, №243455 от 21 декабря 2013 года, №302233 от 8 сентября 2014 года о распределении жилых помещений из ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ свидетельствуют о том, что Ш. распределялись жилые помещения не по последнему его месту службы в г. Калининграде, а в г. Мамоново Калининградской области, в г. Самаре, в п. Шушары г. Санкт-Петербурга. При этом, в корешке №2 к извещению от 27 августа 2014 года №302233 об отказе от распределенного ему жилья в п. Шушары г. Санкт- Петербурга имеется выполненная заявителем запись о подаче им документов на получение жилищной субсидии.

Кроме того, как установлено судом из объяснений заявителя, а также из представленных в суд копий извещений о предварительном распределении Ш. жилых помещений за №289755 от 1 июля 2014 года, за №292136 от 10 июля 2014 года из ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ, заявителю действительно 4 и 11 июля 2014 года предварительно распределялись по последнему месту его службы в г. Калининграде однокомнатные квартиры общей площадью 33,10 кв.м., а именно: квартира №Х по переулку Ломоносова Д.Х, квартира №Х по ул. Осенней д.Х, от получения которых заявитель отказался не только из-за их малого метража и этажности, но и потому, что эти квартиры предварительно распределялись ему в незавершённых строительством жилых домах, которые до настоящего времени не введены в эксплуатацию и фактически являются объектами незавершённого капитального строительства.

Указанные доводы заявителя нашли своё подтверждение в письменном ответе от 30 сентября 2014 года за исх.№18/1099 начальника отдела капитального строительства Балтийского флота Регионального управления Западного капитального строительства Западного военного округа Кабанова К.Е. на запрос суда, в котором указывается о том, что жилые дома по ул. Осенней д. Х, по пер. Ломоносова д. Х в г. Калининграде до настоящего времени не приняты в эксплуатацию, т.е. фактически являются объектами незавершённого капитального строительства.

Заявлением заявителя на имя начальника отдела №5 (г. Калининград) ФГКУ «ЗРУЖО» МО (РФ. .от 17 июля 2014 года о перечислении жилищной субсидии, ответом от 21 июля 2014 года за исх. № 42/01/2063 этого должностного лица на обращение заявителя подтверждается, что на основании заявления заявителя от 17 июля 2014 года об избрании им формы жилищного обеспечения в виде жилищной субсидии в его учётные данные, содержащиеся в едином реестре нуждающихся в получении жилых помещений, начальником отдела №5 (г. Калининград) ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ были внесены сведения о его согласии на получение жилищной субсидии.

Выписки из приказов командующего Балтийским флотом от 02 августа 2014 года №228, от 09 сентября 2014 года №302 свидетельствуют о том, что Ш. был уволен по достижению предельного возраста пребывания на военной службе и с 8 сентября 2014 года исключён из списков личного состава войсковой части XXXXX. При этом, основанием для издания командующим БФ указанных приказов послужило представление командира войсковой части XXXXX от 29 июля 2014 года.

Как следует из содержания представления к увольнению Ш. с военной службы, подписанного 29 июля 2014 года командиром войсковой части XXXXX, а также из содержания информационного письма, направленного начальником отдела №5 (г. Калининград) ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ за исх.№42/01/1833 от 18 июля 2014 года в адрес начальника отдела кадров Балтийского флота, копии листа беседы командира войсковой части XXXXX с заявителем Ш. от 16 июля 2014 года, основанием для увольнения заявителя с военной службы, возражавшего против его увольнения без получения непосредственно перед его увольнением жилищной субсидии, послужила информация начальника отдела №5 (г. Калининград) ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ о необоснованном отказе Ш. 8 июля 2014 года от получения жилого помещения в г. Калининграде по извещению о распределении ему жилого помещения от 7 июля 2014 года.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, каких-либо извещений от 1 июля 2014 года из ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ о распределении жилого помещения по последнему перед увольнением месту службы в г. Калининграде в адрес Ш. не поступало, не представлено таких доказательств и представителями должностных лиц, чьи действия в суде оспаривает заявитель.

Судом также установлено, что 4 июля 2014 года Ш. был ознакомлен с извещением ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ за №289755 от 1 июля 2014 года о предварительном распределении ему однокомнатной квартиры № Х общей площадью 33,10 кв.м, в жилом доме № Х по переулку Ломоносова в г. Калининграде, до настоящего времени не сданном в эксплуатацию и фактически являющимся объектом незавершённого капитального строительства, от получения которой заявитель отказался именно по данной причине, а не только из-за её Малого метража, поскольку срок сдачи в эксплуатацию указанного дома до Настоящего времени не определён.

При этом, суд учитывает, что форма полученного из ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ Ш. извещения о предварительном распределении ему жилого помещения не предусмотрена Инструкцией, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года №1280 (далее по тексту - Инструкция), поскольку в соответствии с пунктом 12 названной Инструкции Ш. должно было вручаться под расписку только извещение о распределении жилого помещения, где в корешках №1 или №2 к которому военнослужащий обязан в пятидневный срок с момента получения извещения выразить своё согласие или несогласие с получением распределённого ему жилого помещения, представив его в уполномоченный орган.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оформленное военнослужащим в корешке №1 к извещению о предварительном распределении жилого помещения согласие на получение предварительно распределённого ему жилого помещения и представление им в уполномоченный орган всех необходимых сведений и документов, указанных в Инструкции, не будет являться основанием для принятия уполномоченным органом решения о предоставлении военнослужащему этого ранее предварительно распределённого жилого помещения, поскольку такое извещение о распределении жилого помещения являлось предварительным, а не реальным распределением жилого помещения.

Как установлено пунктом 19 ст,15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.

Аналогичные требования к предоставляемому гражданину жилому возмещению установлены ч.ч.2,3 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации, определившей, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Во исполнение требований ст.15 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту Положение).

Согласно пункту 2 Положения его действие распространяется только на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 данного Положения оно не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Учитывая, что строение, расположенное по адресу: г. Калининград, переул. Ломоносова Д. Х, является объектом незавершённого капитального строительства, ввод в эксплуатацию которого и постановка на государственный учет до настоящего времени не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, равно как и находящееся в нем помещение, указанное в извещении за №289755 от 1 июля 2014 года о предварительном распределении Ш. как жилое помещение - квартира № Х, которое таковым в установленном порядке не признавалось, суд приходит к выводу о том, что действия Ш., связанные с отказом в получении предварительного распределённого ему указанного помещения, не признанного в установленном порядке жилым, не могли быть расценены как злоупотребление предоставленным ему правом и не могли служить основанием для его увольнения с военной службы.

Поскольку во исполнение вступивших в законную силу решения от 13 мая 2008 года и определения от 6 декабря 2011 года Калининградского гарнизонного военного суда Ш. жилые помещения по последнему перед увольнением месту службы в г. Калининграде фактически не предоставлялись, а сам Ш. изменив форму своего жилищного обеспечения (с жилого помещения в натуре - на получение жилищной субсидии), в листе беседы от июля 2014 года и в рапорте на увольнение с военной службы от 16 июля 2014 года выразил желание получить жилищную субсидию непосредственно перед своим увольнением, суд , руководствуясь абзацем вторым пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года №76-ФЗ, приходит к выводу о том, что оспариваемые заявителем действия командующего Балтийским флотом являются незаконными.

Копия уведомления от 1 сентября 2014 года за исх.№42/01/2535 из отдела №5 (г. Калининград) ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ свидетельствует о том, что в учётные данные заявителя, содержащиеся в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, были внесены сведения о ранее предоставленной заявителю от МО РФ его доли в размере 12,9 кв.м, в общей площади жилого помещения - 2-х комнатной квартире № Х по Бульвару Шевцовой д. Х в г. Калининграде.

Из объяснений заявителя, а также из исследованных в суде копии ордера №0001415 от 30 ноября 1989 года, копии поквартирной карточки, копии лицевого счёта собственника жилья № Х следует, что полученная супругой заявителя на состав семьи из 4-х человек от военного ведомства квартира №Х по Бульвару Шевцовой д. Х в г. Калининграде общей площадью 51,7 кв.м., в которой с 1990 года постоянно зарегистрирован и проживает заявитель, имеющий долю общей площади в указанном жилом помещении в размере 12,9 кв.м., с согласия самого заявителя 21 июня 2013 года была приватизирована в единоличную собственность его бывшей супругой.

При таких обстоятельствах, на основании ст.19 Федерального закона «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что после расторжения брака и приватизации указанной квартиры в единоличную собственность бывшей супругой заявителя, за заявителем сохранилось право постоянного проживания и пользования приходящейся на него общей площадью в данной квартире,

В связи с чем, оспариваемые заявителем действия должностных лиц отдела №5 (г. Калининград) ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ, связанные с внесением сведений в учётные данные заявителя, содержащиеся в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, о ранее предоставленной заявителю от МО РФ его доли в размере 12,9 кв.м, в общей площади в 2-х комнатной квартире № Х по Бульвару Шевцовой д.Х в г, Калининграде, являются законными и обоснованными.

При этом, суд считает не состоятельными и отвергает доводы Ш. о том, что его бывшая супруга имеет право на улучшение жилищных условий за счёт средств МО РФ и поэтому приходящаяся на него доля в указанном жилом помещении не должна за ним учитываться, поскольку из представленных заявителем доказательств усматривается, что бывшая супруга заявителя с 14 мая 1998 года утратила статус военнослужащей МО РФ и до момента её исключения из списков личного состава войсковой части 56256 не состояла в списке очередников на улучшение жилищный условий.

Руководствуясь ст.ст. 194 -197, 258 ГПК РФ, военный суд, -

РЕШИЛ:

Заявление Ш.Ю.В. признать частично обоснованным.

Действия командующего Балтийским флотом, связанные с изданием приказов от 02 августа 2014 года №228, от 09 сентября 2014 года №302 в части, касающейся увольнения Ш.Ю.В. с военной службы и исключения его из списков личного состава войсковой части XXXXX,- признать незаконными, а приказы командующего Балтийским флотом от 02 августа 2014 года №228, от 09 сентября 2014 года №302 в этой же части, признать не действующими с момента их издания.

Обязать командующего Балтийским флотом отменить изданные им приказы от 02 августа 2014 года №228, от 09 сентября 2014 года №302 в части, касающейся увольнения Ш.Ю.В. с военной службы и исключения его из списков личного состава войсковой части XXXXX, восстановить Ш.Ю.В. с 8 сентября 2014 года на военной службе и в списках личного состава войсковой части XXXXX до момента реализации им права на обеспечение жилым помещением в форме получения жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, после чего, уволить Ш.Ю.В. с военной службы и исключить его из списков личного состава воинской части, обеспечив его на новую дату исключения из списков личного состава всеми причитающимися видами довольствия.

В удовлетворении остальной части требований Ш.Ю.В.,- отказать.

На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, взыскать ФГУ «Управление Балтийского флота» за счёт средств, находящихся на лицевом счёте в ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калининградской области», в пользу Ш.Ю.В. в счёт компенсации понесённых им расходов по оплате государственной пошлины за подачу заявления в суд, пропорционально его удовлетворенным требованиям, 100 (сто) рублей.

Решение может быть обжаловано в Балтийский флотский военный суд через Калининградский гарнизонный военный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с 11 октября 2014 года.