Наши телефоны:
Выберите город!
Не дозвонились? Закажите звонок!
Военно-правовой центр®
Сеть юридических офисов
по защите прав военнослужащих и призывников. Работаем с 2007 года.
Запишись сейчас на бесплатную консультацию:

Судебная практика по признанию военнослужащих нуждающимися в жилье

Судебная практика по признанию военнослужащих нуждающимися в жилье


Дело № 2-307/2014

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

31 октября 2014 года г. Калининград

Калининградский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Марчука А.А., при секретаре Кабаковой М.В., с участием заявителя и его представителя Зубриновича Ю.И. в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению капитана 2 ранга Е.В.Е. об оспаривании действий начальника отдела № 5 (г. Калининград) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, связанных с исключением из состава семьи и снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях Г. Д.И.,

УСТАНОВИЛ:

Е. (с учетом принятых судом уточнений) обратился в суд с требованиями признать незаконными действия начальника отдела № 5 (г. Калининград) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее по тексту — отдел ЗРУЖО),. связанные с исключением из состава его семьи и снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях пасынка заявителя Г. Д.И., и обязать должностное лицо устранить допущенные нарушения.

В заявление и в суде Е. указал, что проходит военную службу в распоряжении командира войсковой части XXXXX. При этом с 1992 года совместно с ним проживает и находится на его полном обеспечении сын его супруги от первого брака — Г. Д.И., который в соответствии с действовавшим в указанный период времени порядком был внесен в личное дело в качестве члена семьи военнослужащего. С 2001 года он (заявитель) является нуждающимся в жилом помещении. В октябре 2014 года им было получено уведомление начальника отдела ЗРУЖО об исключение из состава его семьи и снятии с учета нуждающихся в жилье его пасынка, чем, по мнению заявителя, нарушены его права.

Представитель заявителя Зубринович требования своего доверителя по изложенным основаниям поддержал и настаивал на их удовлетворении.

Начальник отдела ЗРУЖО, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыл, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил.

В своем заявлении представитель указанного должностного лица просил в удовлетворении требований Е. отказать в полном объеме, дело рассмотреть без его участия.

В соответствии с частью 2 статьи 257 ГПК РФ неявка надлежаще извещенного заинтересованного должностного лица не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Заслушав заявителя и его представителя, исследовав представленные доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих, помимо супруги и детей, относятся лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим и членам их семей предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Той же нормой судам предписано при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов ‘его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», к другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.

Пунктом 26 последнего из названных постановлений Пленума установлено, что, по смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 ЖК РФ и части 1 статьи 70 ЖК РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.

Кроме того, в этом же пункте указано, что с целью обеспечения права, предусмотренного статьей 54 СК РФ, несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье, частью 1 статьи 70 ЖК РФ установлено, что не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и наймодателя для вселения к родителям их несовершеннолетних детей (это могут быть дети как самого нанимателя, так и других членов его семьи, проживающих в жилом помещении).

В соответствии с копией послужного списка военнослужащего членом семьи заявителя является его супруга, дочь и сын жены Г..

Согласно справке командира войсковой части XXXXX от 08 октября 2014 года Г. записан в личном деле Е.как член семьи военнослужащего.

Копии свидетельств о заключении брака и о рождении подтверждают тот факт, что Е.В.В., являющаяся супругой заявителя, имеет от первого брака сына Г. Д.И.

Копии паспорта, поквартирной карточки и лицевого счета свидетельствуют о том, что Г. зарегистрирован и проживает с 1998 года с заявителем по адресу: г. Балтийск, ул. Чехова, д. Х, кв. Х.

Ордером № 13863 от 02 февраля 1998 года удостоверятся тот факт, что офицеру Е. предоставлено жилое помещение на семью из 4 человек, среди которых указан и сын его супруги.

Справка ФГУ «1986 ОМИС» МО РФ и картотека учета жилой площади, предоставляемой военнослужащему, подтверждает то, что Е. с 29 октября 2001 года состоит на учете военнослужащих, нуждающихся в жилье, составом семьи 4 человека, удерживает двухкомнатную квартиру в г. Балтийске по адресу: ул. Чехова, д. Х, кв. Х.

В соответствии с выписками из протоколов от 08 августа 2008 года № 1 и от 02 июля 2010 года № 18 решениями жилищной комиссии войсковой части XXXXX Е. включен в список очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) совместно с членами семьи, в том числе и Г..

В соглашении от 10 сентября 2014 года Г. выразил согласие на освобождении занимаемого им жилья после обеспечения заявителя жилищной субсидией.

Сведения о регистрации прав на жилье у заявителя и членов его семьи в Федеральной службе регистрации, кадастра и картографии по состоянию на 25 сентября 2014 года отсутствуют.

Как следует из уведомления и решения начальника отдела ЗРУЖО от 09 октября 2014 года № 42/21/830 Г. Д.И. на основании подпункта «д» пункта 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 (далее по тексту - Инструкция), а также пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ исключен из состава семьи заявителя и снят с учета нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с указанными выше правовыми нормами военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

С учётом изложенного следует прийти к выводу, что Г. был вселен в занимаемое заявителем жилое помещение как член семьи и с момента вселения приобрел равные с Е. права, в том числе право на обеспечение жилым помещением.

В силу статьи 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых действий (бездействия) возложена на должностных лиц, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а в данном конкретном случае - на начальника отдела ЗРУЖО.

Вместе с тем, достоверных доказательств законности своих действий (бездействия), в том числе письменных, названным должностным лицом не представлено, а его ссылка на пункт 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ и подпункт «д» пункта 10 Инструкции является не состоятельной, поскольку оснований, предусмотренных данными правовыми нормами для снятия гражданина с учета нуждающихся в жилых помещениях, в суде не установлено.

При таких фактических обстоятельствах исключение из состава семьи заявителя и снятие с учета нуждающихся в жилых помещениях его пасынка являются незаконными, а требования Е. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, военный суд

РЕШИЛ:

Заявление Е.В.Е. удовлетворить.

Признать незаконными действия начальника отдела № 5 (г. Калининград) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, связанные с исключением 09 октября 2014 года из состава семьи заявителя и снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях Г.Д.И.

Обязать указанное должностное лицо внести в учетные данные Е. изменения, касающиеся восстановления Г. в качестве члена семьи, подлежащего обеспечению совместно с заявителем жилым помещением.

Решение может быть обжаловано в Балтийский флотский военный суд через Калининградский гарнизонный военный суд в апелляционном порядке Е течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 05 ноября 2014 года.

Подлинное за надлежащей подписью.


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33А-183/2014 20 ноября 2014 года Калининград

Балтийский флотский военный суд в составе: председательствующего Фурменкова Ю.С., судей Чумакова С.Г. и Постовалова В.Л., при секретаре Терещенко Л.С., с участием заявителя и его представителя Пантелеева К.В., в открытом судебном заседании в расположении суда рассмотрел по апелляционной жалобе должностного лица на решение Калининградского гарнизонного военного суда от 15 сентября 2014 года гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части XXXXX майора Ф.М.Т. на действия начальника отдела № 5 (Калининград) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, связанные со снятием заявителя с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Заслушав доклад судьи Постовалова В.Л., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения заявителя и его представителя, полагавших обжалуемое решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, Балтийский флотский военный суд

установил:

Ф. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что в 1994 году ему от Министерства обороны РФ на семью из трёх человек была предоставлена двухкомнатная квартира в городе Черняховск Калининградской области. После развода с женой, как следовало из заявления, Ф. в 2004 году предпринял безуспешную попытку в судебном порядке разделить лицевой счёт и закрепить за собой право на одну из комнат названной квартиры, после чего обратился в жилищную комиссию части, которая 16 августа 2004 года своим решением признала его нуждающимся в получении жилья на семью из одного человека и включила в соответствующий список военнослужащих. Далее в заявлении Ф. сообщил, что судебными постановлениями Калининградского гарнизонного военного суда от 1 августа 2008 года и 12 августа 2011 года на руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ возложена обязанность предоставить заявителю жилое помещение во внеочередном порядке. Однако, 3 сентября 2014 года начальник отдела № 5 (Калининград) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ снял Ф. с жилищного учёта, сославшись на то обстоятельство, что заявитель при получении в 1994 году квартиры в Черняховске уже реализовал своё право на получение жилья от Министерства обороны РФ. Полагая данное решение должностного лица незаконным, Ф. в заявлении в суд просил обязать начальника отдела № 5 устранить допущенное нарушение и восстановить его на жилищном учёте.

Калининградский гарнизонный военный суд решением от 15 сентября 2014 года заявление Ф.признал обоснованным и содержащиеся в нём требования удовлетворил. При этом суд наличие судебного решения о нуждаемости заявителя в жилом помещении расценил существенным обстоятельством, лишающим должностных лиц права снимать заявителя с жилищного учёта.

В апелляционной жалобе её автор обращает внимание на то, что Ф. в 1994 году уже была предоставлена от Министерства обороны РФ на семью из трёх человек квартира общей площадью 51,5 кв.м и жилой площадью 30,9 кв.м, которую тот оставил бывшей жене и сыну и вследствие этого утратил право на повторное получение жилья от Министерства обороны РФ. По мнению должностного лица, судебным решением от 1 августа 2008 года право Ф. на жильё не закреплено, а ссылки на определение об изменении способа и порядка исполнения данного решения прав неубедительны, так как начальник отдела № 5 (Калининград) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, не участвовавший в деле, лишён возможности оспорить это определение. В заключение в апелляционной жалобе содержалась просьба об отмене оспариваемого решения гарнизонного военного суда и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявления Ф..

В поступивших возражениях Ф. по доводам, изложенным в решении гарнизонного военного суда, настаивал на законности данного решения.

Рассмотрев гражданское дело в пределах доводов апелляционной жалобы, флотский военный суд приходит к следующему.

Согласно копии решения № 42/08/406 от 3 сентября 2014 года начальника отдела № 5 (Калининград) ФГКУ «Западрегионжильё» МО РФ (далее по тексту отдел № 5) Ф., принятый на учёт 16 августа 2004 года в качестве нуждающегося в получении жилого помещения на семью один человек, с данного учёта снят и исключён из соответствующего единого реестра.

Вместе с тем, в соответствии со вступившими в законную силу решением от 1 августа 2008 года и определением от 12 августа 2011 года Калининградского гарнизонного военного суда на руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ возложена обязанность предоставить Ф. жилое помещение но нормам и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством, с учётом его права на обеспечение жильём вне очереди, а на командира войсковой части YYYYY возложена обязанность вслед за этим представить Ф.к увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней. Наличие этих судебных постановлений гарнизонный военный суд правильно расценил обстоятельством, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела.

Так, частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вступившие в законную силу, судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В связи с требованиями приведённой нормы и указанными выше судебными постановлениями, обязывающими предоставить Ф. жилое помещение по договору социального найма, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о незаконности оспариваемого решения начальника отдела № 5 о снятии заявителя с учёта нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, и исключении из соответствующего единого реестра.

При наличии упомянутых судебного решения от 1 августа 2008 года и определения от 12 августа 2011 года ссылки автора апелляционной жалобы на оставление

Ф. бывшей жене и сыну предоставленной ранее Министерством обороны РФ квартиры как на основание снятия заявителя с жилищного учёта неубедительны.

В соответствии с частью 4 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязательность судебных постановлений не лишает права заинтересованных лиц, не участвовавших в деле, обратиться в суд, если принятым судебным постановлением нарушаются их права и законные интересы. Содержащийся в апелляционной жалобе довод об обратном относительно определения суда от 12 августа 2011 года основан на неправильном понимании автором жалобы гражданского процессуального закона.

При рассмотрении настоящего дела гарнизонным военным судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, в том числе указанных в части 4 статьи 330 ГПК РФ, предусмотренных законом в качестве основания для отмены решения суда в апелляционном порядке. В связи с этим флотский военный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

С учётом изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, Балтийский флотский военный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение Калининградского гарнизонного военного суда от 15 сентября 2014 года по заявлению военнослужащего войсковой части XXXXX майора Ф.М.Т. на действия начальника отдела № 5 (Калининград) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, связанные со снятием заявителя с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Подлинное за надлежащими подписями.


дело №2-263/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 сентября 2014 года г. Калининград

Калининградский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Китова А.В., при секретаре Сукмановой И.О., с участием заявителя, его представителя Зубриновича Ю.И., и представителя начальника отдела № 5 (г. Калининград) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Маулина Ю.Ю., в открытом судебном заседании в расположении суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части XXXXX майора Ф.М.Т., на действия начальника отдела № 5 (г. Калининград) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, связанные со снятием заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

В судебном заседании Ф. уточнив свои требования просит суд обязать начальника отдела № 5 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отменить решение от З сентября 2014 года № 42/08/406 о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также восстановить его в едином реестре военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма.

В обоснование своих требований заявитель в судебном заседании пояснил, что в 1994 году ему на состав семьи 3 человека от Министерства обороны РФ по месту прохождения службы было предоставлено жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры общей площадью 51,5 кв.м, и жилой площадью 30,9 кв.м, расположенное по адресу: Калининградская область, город Черняховск, улица Ленинградская, дом Х, корпус Х, квартира Х, в которой он был зарегистрирован и проживал с семьей.

Затем, в 1999 году его брак был расторгнут, и он по просьбе бывшей супруги 10 августа 2004 года выселился из указанной квартиры и снялся с регистрационного учета, поскольку их совместное проживание в указанной квартире было невозможным. Кроме того, он принял меры к разделу квартиры через суд, однако ему было отказано в удовлетворении его иска.

В связи с переводом к новому месту службы 16 августа 2004 года жилищной комиссией войсковой части XXXXX, он был признан нуждающимся в получении жилого помещения.

Далее заявитель пояснил, что решением Калининградского гарнизонного военного суда от 1 августа 2008 года, суд обязал командира войсковой части XXXXX, предоставить ему жилое помещение по нормам и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством, с учетом его права на обеспечение жильем вне очереди, после чего установленным порядком представить его к увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

В июне 2009 года, он в связи с организационно - штатными мероприятиями до обеспечения жилым помещением был выведен в распоряжение начальника 702 центра материально - технического обеспечения Балтийского флота и решением жилищной комиссией войсковой части XXXXX от 7 июля 2009 года, был признан нуждающимся в получении жилого помещения с 16 августа 2004 года.

В 2010 году он, через Уполномоченного по правам человека в Калининградской области обратился к командующему Балтийским флотом с письмом, в котором просил решить вопрос об обеспечении его жилым помещением, при этом в полученном им ответе от 5 апреля 2010 года указанное должностное лицо не оспаривало его право на получение жилого помещения. Кроме этого, заявитель пояснил, что 12 августа 2011 года Калининградский гарнизонный военный суд своим определением изменил способ и порядок исполнения решения Калининградского гарнизонного военного суда от 1 августа 2008 года в части, обязывающей командира войсковой части XXXXX предоставить ему жилое помещение, при этом суд обязал Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ предоставить ему жилое помещение по нормам и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством, с учетом его права на обеспечение жильем вне очереди.

Вместе с тем, Ф. пояснил, что во исполнение указанных решений 16 ноября 2011 года постановлением судебного пристава - исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве в отношении руководителя ДЖО МО РФ возбуждено исполнительное производство.

Далее заявитель показал, что в 2014 году он обратился с заявлением к начальнику отдела № 5 (г. Калининград) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, в котором просил изменить способ обеспечения его жильем, с обеспечения жилым помещением предоставляемым на основании договора социального найма, на предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, однако решением начальника отдела № 5, от 3 сентября 2014 года № 42/08/406 он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на том основании, что в 1994 году на состав семьи 3 человека ему была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 51,5 кв.м, и жилой площадью 30,9 кв.м., расположенное по адресу: Калининградская область, город Черняховск, улица Ленинградская, дом Х, корпус Х, квартира Х, в связи с чем, он был обеспечен жилым помещением более учетной нормы, предусмотренной действующим законодательством и которую в дальнейшем оставил бывшим членам своей семьи.

Представитель заявителя Зубринович Ю.И., указанные выше требования поддержал и просил суд их удовлетворить.

Представитель начальника отдела № 5 (г. Калининград) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения»"МО РФ Маулин Ю.Ю. с требованиями заявителя не согласился, пояснив, что Ф. обоснованно снят с учета нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма, поскольку заявитель ранее квартирными органами Минобороны был обеспечен квартирой по установленным нормам, которую после развода оставил бывшей супруге и сыну.

Согласно осмотренным в судебном заседании поквартирной карточки и копии лицевого счета на квартиру № 10, в доме № 20, корпус Х по улице Ленинградской в городе Черняховске, общая площадь квартиры составляет 51,5 кв.м., а жилая 30,9 кв.м, в данном помещении заявитель с составом семьи три человека, был зарегистрирован как наниматель жилого помещения в период с 11 октября 1994 года по 20 ноября 1998 года и с 30 марта 1999 года по 10 августа 2004 года, в 2006 году указанная квартира была приватизирована сыном заявителя, а дальнейшем продана гражданину Б. И.Н. и в настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживает семья Б.

Из оглашенного в суде свидетельства о расторжении брака от 30 ноября 1999 года 1- РЕ № XXXXX усматривается, что брак между заявителем и его супругой Ф.Л.Ю. расторгнут.

Копией послужного списка Ф. подтверждается, что он имеет выслугу более 34 лет.

Согласно выписки из протокола № 31 заседания жилищной комиссии войсковой части XXXXX от 16 августа 2004 года, Ф. был признан нуждающимся в жилом помещении.

Как усматривается из сообщения начальника отдела № 5 (г. Калининград) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, заявителю на состав семьи 3 человека от Министерства обороны РФ было предоставлено жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры общей площадью 51,5 кв.м, и жилой площадью 30,9 кв.м, расположенное по адресу: Калининградская область, город Черняховск, улица Ленинградская, дом Х, корпус Х, квартира Х.

Решением Калининградского гарнизонного военного суда от 1 августа 2008 года, суд обязал командира войсковой части XXXXX, предоставить заявителю жилое помещение по нормам и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством, с учетом его права на обеспечение жильем вне очереди, после чего установленным порядком представить его к увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

Согласно выписки из протокола № 1 заседания жилищной комиссии войсковой части XXXXX от 7 июля 2009 года, Ф. был признан нуждающимся в жилом помещении с 16 августа 2004 года.

Справкой о сдаче жилого помещения № 113680 от 9 ноября 2010 года подтверждается факт оставления заявителем бывшей супруге и сыну ранее занимаемого жилого помещения.

Из оглашенного в судебном заседании определения Калининградского гарнизонного военного суда от 12 августа 2011 года усматривается, что суд своим определением изменил способ и порядок исполнения решения Калининградского гарнизонного военного суда от 1 августа 2008 года в части, обязывающей командира войсковой части XXXXX предоставить Ф. жилое помещение, при этом суд обязал Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ предоставить заявителю жилое помещение по нормам и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством, с учетом его права на обеспечение жильем вне очереди.

Выпиской из приказа министра обороны РФ от 16 октября 2012 года № 2113 подтверждается, что Ф. проходящий военную службу с 5 августа 1980 года, в связи с проведением организационно - штатных мероприятий и не обеспечением жилым помещением по нормам жилищного законодательства, зачислен в распоряжение начальника 702 центра материально - технического обеспечения Балтийского флота.

Как усматривается из постановления судебного пристава - исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве о возбуждении исполнительного производства от 16 ноября 2011 года, во исполнение указанных выше решений, в отношении руководителя ДЖО МО РФ возбуждено исполнительное производство.

Осмотренной в судебном заседании копией заявления от 1 августа 2014 года в 2014 года подтверждается, что Ф. обратился к начальнику отдела № 5 (г. Калининград) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, в котором просил изменить способ обеспечения его жильем, с обеспечения жилым помещением предоставляемым на основании договора социального найма, на предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.

Из осмотренного в суде уведомления заместителя начальника 5 отдела (г. Калининград) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и 22 ноября 2013 года №42/01/3026 усматривается, что заявитель содержится в едином реестре военнослужащих, приятых на учет нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи один человек. По сообщениям начальника отделения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 и 12 января 2010 года, Ф. в списках собственников, зарегистрировавших права собственности на квартиры и домовладения в Калининградской области не значится.

Согласно решению начальника отдела № 5 (г. Калининград) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 3 сентября 2014 года № 42/08/406, поскольку Ф. в 1994 году на состав семьи 3 человека был обеспечен от Министерства обороны РФ по установленным нормам жилым помещением, которое после развода с супругой, не сдал, а оставил семье, то в связи с утратой оснований, дающих Ф. право на получение жилого помещения по договору социального найма, он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Рассмотрев дело по существу, заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся доказательства и другие материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств' на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок реализации права на жилище определён в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах РФ в настоящее время установлен Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Минобороны России от 30 сентября 2010 года № 1280.

Как установлено в судебном заседании и-не оспаривается сторонами, Ф. в 1994 году на состав семьи 3 человека от Министерства обороны РФ по месту прохождения службы было предоставлено жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры общей площадью 51,5 кв.м, и жилой площадью 30,9 кв.м, расположенное по адресу: Калининградская область, город Черняховск, улица Ленинградская, дом Х, корпус Х, квартира Х, а 16 августа 2004 года заявитель был принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения составом семьи один человек.

В 1999 году брак между супругами Ф. был расторгнут, а 10 августа 2004 года заявитель снялся с регистрационного учёта по вышеуказанному адресу и состоял на учете нуждающихся в жилом помещении с составом семьи один человек для получения жилья по месту прохождения службы в городе Калининграде. При этом, согласно уведомления, выданного отделом ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» от 22 ноября 2013 года №42/01/3026, Ф. состоял на учёте в едином реестре военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях на состав семьи 1 человек.

Принимая решение о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма начальник отдела № 5 в решении указал, что поскольку Ф. в 1994 году на состав семьи 3 человека был обеспечен от Министерства обороны РФ по установленным нормам жилым помещением, которое после развода с супругой, он не сдал, а оставил семье, то в связи с утратой оснований, дающих Ф. право на получение жилого помещения по договору социального найма, он снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Однако, как установлено в судебном заседании Ф. после расторжения брака принял меры к разделу причитающейся ему части жилья, спорного жилого помещения, в принудительном судебном порядке в соответствии с нормами ЖК РФ, однако вступившим в законную силу решением Черняховского городского суда Калининградской области от 30 апреля 2004 года, заявителю было отказано в иске к бывшей супруге Ф.Л.Ю. об изменении договора социального найма жилого помещения квартиры 10, расположенной в доме 20, корпус Х по улице Ленинградской в городе Черняховске.

Вместе с тем, согласно вступившему в законную силу решению Калининградского гарнизонного военного суда от 1 августа 2008 года, вынесенному по гражданскому делу по заявлению Ф., на командира войсковой части XXXXX, а после его замены - на Департамент жилищного обеспечения МО РФ в части, была возложена обязанность предоставить заявителю, во внеочередном порядке постоянное жилое помещение.

При этом, во исполнении указанного решения в части, касающейся обеспечения Ф. жилым помещением, службой судебных приставов 16 ноября 2011 года возбуждено исполнительное производство, однако до настоящего времени данное решение не исполнено. Более того, в указанном населенном пункте Ф. жилое помещение даже не предлагалось.

Это обстоятельство имеет существенное значение для дела, поскольку ч. 1 ст. 46 Д. Конституции Российской Федерации, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, возлагает на государство обязанность по принятию необходимых мер по обеспечению реализации судебного решения.

Правовая позиция, согласно которой защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется, также сформулирована в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, от 15 января 2002 года № 1-П и от 14 июля 2005 года № 8-П.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что решение начальника отдела № 5, от 3 сентября 2014 года № 42/08/406 о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, необоснованно, поскольку имеется вступившее в законную силу решение Калининградского гарнизонного военного суда от 1 августа 2008 года, которым суд обязал командира войсковой части XXXXX, а после его замены - Департамент жилищного обеспечения МО РФ, предоставить заявителю, во внеочередном порядке постоянное жилое помещение.

К такому выводу суд, также приходит и на том основании, что согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, установленные в судебном заседании обстоятельства, позволяют суду прийти к выводу, что требования Ф. являются обоснованными, а его заявление подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 196, 198, 258 ГПК РФ, военный суд,

РЕШИЛ :

Заявление Ф.М.Т., об оспаривании действий начальника отдела № 5 (г. Калининград) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечение МО РФ, связанных со снятием заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признать обоснованным.

Обязать начальника отдела № 5 (г. Калининград) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, отменить решение от 3 сентября 2014 года № 42/08/406 о снятии Ф. с учета нуждающихся в жилых помещениях и восстановить его реестре военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Взыскать с отдела № 5 (г. Калининград) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу Ф.М.Т. судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Балтийский флотский военный суд через Калининградский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.