Наши телефоны:
Выберите город!
Не дозвонились? Закажите звонок!
Военно-правовой центр®
Сеть юридических офисов
по защите прав военнослужащих и призывников. Работаем с 2007 года.
Запишись сейчас на бесплатную консультацию:
 Даю согласие на обработку моих перс. данных
Наш опыт на Вашей стороне

№ 8.

Вопрос:
Военнослужащий, 43 года, капитан 1 ранга, выслуга – 26 календарных лет, проживаю с супругой в закрытом военном городке, жильем не обеспечен (про­живаю на служебной жилой площади с 2006 г.), вклю­чен в списки нуждающихся в улучшении жилищных ус­ловий как не имеющий жилой площади. В марте 2007 г. признан ВВК не годным к военной службе. Коман­дир потребовал от меня подачи рапорта о передаче должностных обязанностей в кратчайший срок. За не­делю меня освободили от должности, моментально ли­шили всех надбавок и требуют, чтобы я раз в неделю появлялся в воинской части, так как являюсь до уволь­нения из рядов Вооруженных Сил Российской Феде­рации военнослужащим по контракту. 1. Прошу разъ­яснить процедуру увольнения военнослужащего, при­знанного не годным к военной службе, из рядов Во­оруженных Сил Российской Федерации (как долго и на основании каких правовых документов будут уволь­нять военнослужащего, признанного ВВК не годным к военной службе, если со стороны военнослужащего выполнены все поставленные перед ним законами и приказами условия - своевременно поданы все необ­ходимые рапорты, представлены все необходимые до­кументы для увольнения и получения жилья, а все нор­мы, установленные для командира, им не соблюдают­ся (их просто невозможно соблюсти, так как без жилья он меня не уволит, предоставляемое жилье для отселе­ния из закрытого военного городка -3-5 квартир в год на часть, очередь нуждающихся в жилье - 30 -.40 человек)? 2. Кто будет нести ответственность и кто возместит нанесенный мне моральный и материальный ущерб за то, что в период ожидания предоставления жилья и соответственно увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации я не могу устроиться на работу, получить положенные мне социальные льго­ты, а жить на то пособие, которое мне выдают после «обрезания» всех положенных дополнительных надба­вок, невозможно? 3. Командир после издания приказа от 30 июня 2006г. №200 лишил меня надбавки за слож­ность, напряженность и специальный режим службы в полном объеме. Правомерны ли действия командира? Рапорт о транспортных расходах и наличии земельно­го участка был своевременно подан. 4. Прав ли коман­дир, отказывая мне в возмещении затрат на покупку медикаментов, которые мне прописаны для восстанов­ления после операции, ссылаясь на отсутствие поступ­лений денег на данную статью, если в медпункте части таких лекарств нет?

Ответ:
1. Отвечая на Ваш первый вопрос, следует отметить, что с подобной ситуацией сталкивается практически каждый военнослужащий, увольняющийся с военной службы и не обеспеченный жилым помещением по ус­тановленным нормам. В данном случае редакция жур­нала «Право в Вооруженных Силах» не в силах Вам помочь, так как ситуация, описанная Вами и многими другими военнослужащими, не имеет правового харак­тера. Данная проблема больше по своему содержанию имеет социально-экономический характер, отражаю­щий политику государства. Камень преткновения - это действительно жилье, поэтому командование не обла­дает полномочиями уволить Вас с военной службы (в силу ст.ст. 15 и 23 Федерального закона «О статусе во­еннослужащих»).

По ранее действовавшему законодательству (до 1 марта 2005 г.) предусматривалась возможность обеспечения военнослужащих жильём во внеочередном порядке. Однако данное право сегодня не предусмотрено.

Таким образом, в Вашей ситуации остается только ждать получения жилого помещения.

Однако следует указать, что отдельные военные суды выносят решения, обязывающие командиров воинских частей обеспечить таких военнослужащих, как Вы, жи­льем «вне очереди». Вы также можете обратиться в во­енный суд. Но редакция не гарантирует Вам «положи­тельного» решения.

2.Что касается второго Вашего вопроса, то здесь хотелось бы отметить: если Вы считаете, что таким об­разом нарушены какие-либо права, Вы имеете право обратиться в суд. При этом в соответствии с правила­ми ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) убытки, причиненные гражданину или Юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов мест­ного самоуправления или должностных лиц этих орга­нов, в том числе в результате издания не соответствую­щего закону или иному правовому акту акта государст­венного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соот­ветствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Также согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате неза­конных действий (бездействия) государственных орга­нов, органов местного самоуправления либо должно­стных лиц этих органов, в том числе в результате изда­ния не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местно­го самоуправления, подлежит возмещению. Вред воз­мещается за счет соответственно казны Российской Фе­дерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

По правилам ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный лич­ности или имуществу гражданина, а также вред, причи­ненный имуществу юридического лица, подлежит воз­мещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Ответ на третий вопрос содержится в ответе на вопрос под кодом 190357, опубликованном в этом же номере журнала.

Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую по­мощь. Медицинская помощь в государственных и му­ниципальных учреждениях здравоохранения оказыва­ется гражданам бесплатно за счет средств соответству­ющего бюджета, страховых взносов, других поступле­ний. Порядок оказания медицинской помощи военно­служащим и гражданам, призванным на военные сбо­ры, имеет некоторые особенности.

Военнослужащие и граждане, призванные на воен­ные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях, которые относятся к разновидности го­сударственных учреждений здравоохранения.

Отпуск лекарств военнослужащим в военно-медицин­ских учреждениях осуществляется бесплатно, а вне во­енно-медицинских учреждений - в соответствии с Фе­деральным законом "О лекарственных средствах" от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ (с изменениями) и другими нор­мативными правовыми актами.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ, военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую по­мощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицин­ского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреж­дениях.

Постановлением Правительства Российской Федера­ции "О порядке возмещения расходов, связанных с ока­занием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих, граждан, уволен­ных с военной службы, и членов их семей" от 26 сентяб­ря 1994 г. № 1093 (с изменениями) предписано оказы­вать за счет средств, выделяемых из федерального бюд­жета на содержание Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотре­на военная служба, медицинскую помощь, в том числе изготовление и ремонтзубных протезов (за исключени­ем протезов из драгоценных металлов и других дорого­стоящих материалов), обеспечение лекарствами, изде­лиями медицинского назначения по рецептам, выдан­ным врачами медицинских, военно-медицинских под­разделений, частей и учреждений Министерства оборо­ны Российской Федерации и федеральных органов ис­полнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, бесплатно военнослу­жащим и гражданам, призванным на военные сборы. Следует учесть, что в указанной норме имеются в виду военно-медицинские учреждения и их аптеки.

Военнослужащие и граждане, призванные на воен­ные сборы, могут приниматься на лечение в военно-ме­дицинские учреждения различных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным зако­ном предусмотрена военная служба, с осуществлением взаимных расчетов по оказанию им медицинской по­мощи между этими федеральными органами исполни­тельной власти.

В то же время, к сожалению, законодательством не предусмотрена возможность компенсации военнослужа­щему затрат на покупку медикаментов, отсутствующих в аптеках военно-медицинских учреждений.

Если Вы считаете, что Ваши права нарушены, Вы имеете право обратиться в суд с требованием о восста­новлении нарушенных прав.