Наши телефоны:
Выберите город!
Не дозвонились? Закажите звонок!
Военно-правовой центр®
Сеть юридических офисов
по защите прав военнослужащих и призывников. Работаем с 2007 года.
Запишись сейчас на бесплатную консультацию:
 Даю согласие на обработку моих перс. данных
Наш опыт на Вашей стороне

Незаконное снятие с учёта нуждающихся

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Калининград
Калининградский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Савинова А.Л, при секретаре Фетищевой А. Ю., с участием административного истца, его представителя - Пивовара А.Л., представителя ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее - ФГКУ ЗРУЖО) и отдела № 4 (г. Калининград) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее - отдел № 4 ЗРУЖО) - К. В.В., в открытом судебном заседании в расположении суда, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части XXXXX майора А. А. Н. об оспаривании действий заместителя начальника ФГКУ ЗРУЖО, связанных со снятием административного истца с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания,
УСТАНОВИЛ:
А. А.Н. в своем заявлении просит признать незаконным решение заместителя начальника Ф1 КУ ЗРУЖО от 31 марта 2016 года № 03-18/10 о снятии его (А.) с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, а также обязать указанное должностное лицо отменить оспариваемое решение.
В обоснование заявления А. указал, что в 11988 году решением жилищной комиссии войсковой части YYYYY ему на состав семьи из четырех человек: А. А.Н,, его супруга - А. О. В., сын - А. А. И. (1982 г.р.), сын - А. Н. А. (1987 г.р.) предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 50,5 кв.м, (жилой 28,6 кв.м.) по адресу: г. Калининград, ул. ZZZ, д, 18, кв. 70. В связи с обеспечением жилым помещением ниже установленной нормы (по жилой площади) А. с составом семьи четыре человека до 2000 года состоял на учете- нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В 2000 году брак между административном истцом и А. О.В, расторгнут.
В целях сдачи квартиры военному ведомству А. предпринята попытка раздела указанного жилого помещения. Решением Центрального районного суда Калининградской области от 29.12.2000 года А. отказано в иске о разделе жилой площади.
С января 2002 года А. как необеспеченный жилым помещением по установленным нормам, состоял в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий.
С марта 2002 года А. проживает в служебном жилом помещении по адресу: Калининградская область, Багратионовский район, пос. Северный, д.2, кв.4, при этом с июня 2003 года административный истец зарегистрирован по адресу войсковой части CCCCC в г. Калининграде.
В то же время, жилое помещение по адресу: г. Калининград, ул. ZZZ, д. 18, кв. 70 в январе 2003 года на основании договора приватизации передано в собственность бывшей супруги А. - А. О.В. и его сына - А. Н.А., а впоследствии ими отчуждено.

Извещениями ФГКУ ЗРУЖО от июля 2014 года и января 2015 года административному истцу на состав семьи 1 человек предварительно распределялись жилые помещения в городе Калининграде.
В июне 2015 года А. обратился в отдел № 4 ЗРУЖО с заявлением об изменении формы обеспечения жильем на предоставление жилищной субсидии.
Решением начальника отдела № 4 ЗРУЖО от 18.08.2015 года № 42/07/21 А. отказано в перечислении жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Оспариваемым решением заместителя начальника ФГ’КУ ЗРУЖО А. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.
Ссылаясь на положения ст.ст. 15 и 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года ФЗ «О статусе военнослужащих», а также на то, что А. был признан нуждающимся в жилом помещении и предпринял меры к разделу ранее предоставленного жилого помещения с целью его сдачи уполномоченным жилищным органам, административный истец и его представитель считают, что у должностного лица ФГКУ: ЗРУЖО отсутствовали основания для снятия его (А.) с учета нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании административный истец и его представитель поддержали заявленные требования по изложенным основаниям.
В представленных письменных возражениях представитель ФГ'КУ ЗРУЖО - Капишникова С.А. просила отказать А. в удовлетворении заявленных требований. Как указано в возражениях, юридически значимым обстоятельством по делу является то, что административный истец не представил документы о сдаче им жилого помещения по адресу: г.Калининград, ул. ZZZ, д. 18, кв. 70, ранее предоставленного истцу от органов Министерства обороны РФ. Ссылаясь на положения пункта 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также на получение в собственность в результате приватизации указанного выше жилого помещения бывшими членами семьи военнослужащего, данный представитель считает, что. в данном случае административный истец распорядился полученным ранее от Министерства обороны РФ жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, следовательно, он не имеет права требовать повторного предоставления Жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Представитель ФГКУ ЗРУЖО и отдела № 4 ЗРУЖО - К. В.В. просил отказать в удовлетворении требований административного искового заявления, ссылаясь на обстоятельства аналогичные изложенным в письменных: возражениях представителя ФГКУ ЗРУЖО.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, А. проходит военную службу в Вооруженных Силах РФ с 1978 года.
На основании приказа командующего Балтийским флотом от 07 мая 2010 года № 0221 А. с 25 мая 2010 года зачислен в распоряжении командира войсковой части XXXXX.
В 1988 году административному истцу на состав семьи из четырех человек: А. А.Н., его супруга - А. О.В., сын - А. А.И. (1982 г.р.), сын - А. Н:А. (1987 г.р.) предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 50,5 кв.м, (жилой 28,6 кв.м.) по адресу: г. Калининград, ул. ZZZ, д. 18, кв. 70,: где согласно копии поквартирной карточки А. был зарегистрирован с 06.07.1988 года по 31.03.2000 года и с 19 06 2000 года по 13.03.2002 года.
Согласно копии свидетельства 1-РЕ № 502694 от 14.08.2000 года брак между административным истцом и А. О.В. прекращен 11 августа 20ро года.
Решения Центрального районного суда Калининградской области от 29
декабря 2000 года по делу № 1-3342/2000 следует, что А. обратился в суд с иском к о разделе жилой площади по адресу: г. Калининград, ул. ZZZ д 18 кв. Установив, что в квартире проживают 4 человека, на долю каждого из которых приходится по 7,15 кв.м, а раздел жилой площади приведет к ущемлению интересов ответчицы и детей, суд отказал А. в удовлетворении иска.
Согласно отметке в паспорте А., он с 18 июня 2003 года зарегистрирован при войсковой части CCCCC.
Из копии письма командующего морской авиацией Балтийского флота генерал-майора В.Сокерина от 14.01.2002 года следует, что данное должностное лицо ходатайствовало перед командующим Балтийским флотом о разрешении выдачи военнослужащему А. справки по форме № 8 приложения к Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной Приказом Министра обороны РФ № 80, в связи с расторжением А. брака и отказом ему в удовлетворении иска о разделе жилой площади, в целях последующего включения А. в списки военнослужащих войсковой части CCCCC, нуждающихся в улучшении жилищных условии. Согласно резолюции от 19.01.2002 года выдача справки командующим согласована.
Материалами учетного дела решением жилищной комиссии войсковой части (протокол №2 от 14.02.2002, протокол №2 от 31.05.2010) А. включен в список
военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Из копии поквартирной карточки от 15.06.2011 года следует, что 15.01.2003 года жилое помещение по адресу: г. Калининград, ул: ZZZ, д. 18, кв. 70 приватизировано в собственность А. О.В. и А. Н|.А.
Справкой отдела ЗРУЖО в г. Калининграде от 29:08.2011 года подтверждается, что А. А.Н. учитывается в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях с 04.04.2002 года. Состав семьи - один человек.
Согласно уведомлению отдела № 4 ЗРУЖО от 23110.2014 № 42/01/3104 в учетные данные А. внесены изменения в части сведений о ранее предоставленной военнослужащему жилой площади, подлежащей учету. Начальником отдела № 4 ЗРУЖО принято решение об учете в реестре 13,152 кв.м общей площади жилого помещения приходящейся на А. в ранее предоставленном ему от Министерства обороны РФ жилом помещении по адресу: г. Калининград, ул. ZZZ, д. 18, кв. 70, сведения о сдаче которого административный истец предоставить не может.
Решением начальника отдела № 4 ЗРЖО от 18.08.2015 года № 42/07/21 А. отказано в перечислении жилищной субсидии на состав семьи 2 человека
Оспариваемым решением А. снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания на том основании, что предоставленное А. в период прохождения военной службы жилое помещение по адресу: г. Калининград, ул

. ..
ZZZ, д. 18, кв. 70 оставлено бывшим родственникам, в связи с чем, административный истец не мог быть повторно принят на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях на дату предоставления А. квартиры по адресу: г. Калининград, ул. ZZZ, д. 18, кв. 70, а также на дату принятия его на учет решением жилищной комиссии войсковой части XXXXX от февраля 2002 года регламентировались Жилищным кодексом РСФСР.
В соответствии с пунктом 1 ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Согласно пункту 9 Порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Калининградской области, утвержденного Постановлением Калининградской областной Думы от 11.09.1997 года № 64 нуждающимися в улучшении жилищных условий признается граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 8 и менее квадратных метров (учетная норма),
Частью 1 статьи 6 ЖК РФ закреплено, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и- применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Пунктом 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введений в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» так же установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют; право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета только при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1,36 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Однако вышеперечисленных оснований по делу не усматривается.

Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства; во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснено, что если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом ”0 статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно. нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Учитывая, что решением Центрального районного суда Калининградской области от 29 декабря 2000 года по делу № 1-3342/2000 установлено, что на каждого члена семьи А. в жилом помещении по адресу: г. Калининград, ул. ZZZ, д. 18, кв. 70 приходилось по 7,15 кв.м, жилой площади, а согласно пункту 9 Порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Калининградской области учетная норма на одного члена семьи составляла 8 и менее квадратных метров, суд приходит к выводу, что на дату предоставления указанного жилого помещения, а также по состоянию на 2002 год, - Дату принятия административного истца на жилищный учет, он (А.) являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Следовательно, решением жилищной комиссии войсковой части XXXXX (протокол №2 от 14.02.2002) А. обоснованно принят на учет военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма (улучшении жилищных условий) и правомерно учитывался в едином реестре военнослужащих, с учетом площади в ранее полученном жилом помещении.
Таким образом, решение заместителя начальника ФГКУ ЗРУЖО от 31 марта 2016 года № 03-18/10 о снятии А. с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания является незаконным и подлежит отмене.
Приходя к такому выводу, суд также учитывает, что на дату подачи в январе 2002 года командующим морской авиацией Балтийского флота ходатайства в интересах А., командующий Балтийским флотом в соответствии Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 № 80, относился к должностным лицам имеющим право на принятие решений по вопросам связанным с обеспечением военнослужащих жильем,
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. 227 КАС РФ
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление А. А. Н. об оспаривании действий заместителя начальника управления «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства: обороны Российской Федерации,
связанных со снятием административного истца с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, - удовлетворить.
Решение заместителя начальника ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от 31 марта 2016 год$ № 03-18/10 о снятии ' А. А.Н. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания признать незаконным, обязав указанное должностное лицо его отменить.
Начальнику ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ надлежит в течение одного месяца со дня вступления в законную силу данного решения по административному делу сообщить в суд и А. А.Н. об исполнении решения суда в указанной части.